Пояснительная записка рабочая программа основного общего образования по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по обществознанию А. И. Кравченко М.: «Русское слово»


pravo.na5bal.ru > Правоведение > Пояснительная записка
Пояснительная записка.
Рабочая программа основного общего образования по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по обществознанию (А.И. Кравченко М.: «Русское слово», 2013), с требованиями к реализации национально-регионального компонента в соответствии с Указом Главы РК № 301 от 13.07.2001г., а также учебному плану УКП МОУ «СОШ № 7».
«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета - общественной жизни - обусловливают  интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир».

Цели.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Обучение в УКП осуществляется в заочной форме.

С корректировкой часов в соответствии с учебным планом УКП предусмотрено изучение предмета в следующем объеме:

8 класс – 19 часов (1 час во II полугодии);

9 класс – 36 часов (1 час в неделю).
Формами контроля знаний учащихся являются: развернутые и краткие устные ответы на поставленные вопросы, письменные работы (самостоятельные, тестовые). В соответствии со спецификой учебного учреждения основной формой контроля знаний учащихся являются зачеты. Учебный план УКП предусматривает выделение особого времени для проведения зачетов после изучения крупных тем (разделов), что способствует формированию у учащихся целостных обществоведческих представлений, лучшей организации познавательной деятельности.
В программе предусмотрено выделение часов на реализацию национально-регионального компонента:

8 класс:

  • Проблемы безработицы в РК.

  • Проблемы социального расслоения в РК.

9 класс:

  • Республика Коми - суверенный субъект Российской Федерации.

  • Государственная символика Республики Коми.

  • Основные положения Конституции Республики Коми.

  • Религиозные образования на территории Республики Коми.

Содержание учебного предмета.
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.

8 класс, 19 часов.

Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мышление и речь. Познание мира.

Личность. Социализация индивида. Особенности подросткового возраста. Самопознание.

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальная структура общества. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Большие и малые социальные группы. Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения.

Формальные и неформальные группы. Социальный статус. Социальная мобильность.

Социальная ответственность.

Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальные изменения и его формы. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма.

ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Экономические системы и собственность. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама.

Деньги. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Страховые услуги. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Экономические основы прав потребителя.

Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Издержки, выручка, прибыль. Заработная плата и стимулирование труда. Налоги, уплачиваемые гражданами. Безработица. Профсоюз.

Экономические цели и функции государства. Международная торговля. Обменные курсы валют.

Социальная сфера. Семья как малая группа. Брак и развод, неполная семья. Отношения между поколениями.

Социальная значимость здорового образа жизни. Социальное страхование.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

Зачет по теме «Общество: человек, экономическая и социальная сферы».

9 класс, 36 часов.

Сфера политики и социального управления. Власть. Роль политики в жизни общества. Политический режим. Демократия, ее развитие в современном мире. Разделение властей. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.

Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.

Зачет №1 «Политическая сфера общества».

Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.

Зачет №2 «Право. Человек и его права».

Сфера духовной культуры и ее особенности. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.

Наука в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Зачёт №3 «Духовная сфера общества».

Требования к уровню подготовки учащихся по

обществознанию.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) учащийся должен
Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:



  • полноценного выполнения типичных социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.


Требования к уровню подготовки учащихся 8-х классов.
Учащиеся должны:

  • знать основные обществоведческие термины: «общество», «человек», «индивид», «личность», «социализация», «деятельность», «общение», «социальная структура», «социальная дифференциация», «семья», «рынок», «конкуренция», «безработица»;

  • называть: потребности человека, глобальные проблемы человечества, этнические общности;

  • характеризовать: основные сферы жизни общества, виды деятельности человека, способы общения, социальный прогресс;

  • объяснять: роль государства в экономике, причины конфликтов в обществе;

  • приводить примеры многообразия и единства мира.


Требования к уровню подготовки учащихся 9-х классов.

Учащиеся должны:

  • знать основные обществоведческие термины: «политическая власть», «государство», «суверенитет», «демократия», «выборы», «референдум», «право», «нормы права», «отрасль права», «закон», «культура», «религия», «мораль»;

  • называть: формы правления, формы национально-государственного устройства, основные отрасли права, органы законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ, основные функции Президента Российской Федерации, важнейшие права ребенка, основные элементы системы образования, мировые религии;

  • сравнивать: политические режимы, преступление и правонарушение, нормы морали и права;

  • характеризовать: государство, человека как гражданина, право, Конституцию как основной закон государства, основы конституционного строя, основные полномочия законодательной, исполнительной, судебной власти, права человека, правовое государство и гражданское общество;

  • объяснять роль политики в жизни общества, особенности современной науки;

  • приводить примеры: участие граждан в политической жизни страны, норм права, уголовной ответственности несовершеннолетних, морального выбора;

  • выделять в тексте оценочные суждения: о социальных последствиях НТР, о способах защиты прав человека, о моральном выборе.


Критерии оценивания различных видов работы учащихся.
Критериями при оценке ответа по обществознанию являются:

  • ясность, точность, и, по возможности, лаконичность ответа;

  • полнота ответа;

  • уровень изложения, раскрытия проблемы;

  • корректность использования обществоведческих понятий (терминов) в контексте ответа;

  • выражение и аргументация своего мнения с опорой на теоретические знания, факты общественной жизни;

  • использование конкретных примеров при ответе;

  • привлечение различных источников информации, использование ранее полученных знаний;

  • логичность изложения;

  • завершенность ответа (выводы по излагаемому вопросу).

Устный ответ.

Оценка «5»:

  • ответ ясный, точный, формулировка ответа на языке вопроса, ответ по существу поставленного вопроса;

  • ответ полный, без существенных ошибок, не требует дополнительных вопросов, уровень изложения, раскрытия проблемы - теоретический, в связях и с обоснованиями;

  • в контексте ответа корректно использованы обществоведческие понятия (термины);

  • представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) с опорой на теоретические знания, факты общественной жизни;

  • при ответе использованы конкретные примеры;

  • привлечены различные источники информации, использованы ранее полученные знания;

  • изложение логичное;

  • ответ завершен доказательным выводом по излагаемому вопросу;

  • проявлены необходимые умения;

  • возможны 1 ошибка или 2-3 неточности, которые исправляются учеником самостоятельно, без помощи учителя.

Оценка «4»:

  • ответ по существу поставленного вопроса, но допущены отдельные неточности;

  • допущены незначительные пробелы и ошибки;

  • теоретические связи и обоснования явно не прослеживаются;

  • в контексте ответа корректно использованы обществоведческие понятия (термины), но допущены отдельные неточности;

  • применяется значительная часть требуемых теоретических знаний и умений;

  • при ответе использованы конкретные примеры и ранее полученные знания;

  • изложение недостаточно систематизированное и последовательное;

  • выводы доказательны, но содержат отдельные неточности;

  • не в полной мере проявлены необходимые умения.

Оценка «3»:

  • в усвоении материала имеются существенные пробелы;

  • допущены существенные ошибки, и неточности, в том числе в выводах, не исправленные при наводящих вопросах учителя;

  • уровень изложения бытовой, аргументация слабая или отсутствует;

  • в контексте ответа формально использованы обществоведческие понятия (термины) но при ответе не использованы конкретные примеры и ранее полученные знания;

  • изложение недостаточно самостоятельное (пересказ учебника), несистематизированное и последовательное;

  • необходимые умения не проявлены.

Оценка «2»:

  • содержание вопроса не раскрыто;

  • ответ дан не в контексте задания;

  • ответы на вспомогательные вопросы учителя не даны.

Оценка «1»:

  • ученик отказывается отвечать по теме (ответ отсутствует).

Письменная работа.

Письменная работа оценивается, исходя из критериев, используемых для оценки устного ответа.

Письменная работа, содержащая 2 и более заданий.

Оценка «5» - 100 - 90% верно выполненных заданий. Оценка «4» - 89 - 75% верно выполненных заданий. Оценка «3» - 74 - 55% верно выполненных заданий. Оценка «2» - менее 55% верно выполненных заданий. Оценка «1» - работа не выполнена.
Требования к зачетам по обществознанию.

В соответствии со спецификой УКП основной формой контроля знаний учащихся являются зачеты.

При правильной постановке учебно-воспитательной работы зачеты повышают ответственность учащихся за свою учебу, способствуют закреплению, систематизации и углублению знаний, формированию умений самостоятельной работы, расширяют возможности индивидуальной работы с учащимися.

Проведение зачетов требует предварительной подготовки, которая заключается в следующем:

  • каждый учащийся должен знать количество и темы зачетов;

  • учитель должен указать обязательную и дополнительную литературу по теме зачета;

  • на вводных уроках к зачетному разделу и в ходе его изучения учитель определяет основные проблемы данного раздела;

  • на уроках и во время домашней работы учащиеся выполняют задания, отвечают на вопросы, подобные тем, которые будут предложены на зачете;

  • во время уроков обобщения закрепляются и углубляются знания учащихся об основных вопросах зачетного раздела;

  • активно работающие учащиеся имеют возможность получить зачет автоматически;

  • с целью подготовки к зачетам учащихся, пропустивших уроки или не усвоивших материал, проводятся групповые или индивидуальные консультации во внеурочное время.

Формы и методы проведения зачетов зависят от темы раздела, количества выделенных на ее изучение часов, подготовленности класса. Возможны следующие виды зачетов:

  • индивидуальный (устный) зачет;

  • групповое собеседование, которое может сочетаться с письменными ответами;

  • письменная контрольная работа (с использованием контрольно- измерительных материалов ЕГЭ).

Все вопросы по каждому зачету можно разбить по степени трудности на три группы:

  • вопросы на описание общественных явлений и изложение выводов и оценок;

  • вопросы на использование общих приемов познавательной деятельности: анализ, рассуждение, соотношение, обобщение, сравнение;

  • задания, имеющие целью проверку и развитие умений самостоятельной работы с учебником, диаграммой, таблицей, документом.

На основании текущих оценок и зачета, а иногда только зачета выставляется итоговая оценка за зачетный раздел.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся при сдаче зачетов по обществознанию.

Во всех классах применяется одинаковый принцип подхода к оценке знаний с учетом возрастных особенностей учащихся.

Во время сдачи зачета оцениваются:

  • изложение материала (устное или письменное);

  • активное участие в семинарских занятиях, предшествующих зачету;

  • умение использовать при ответе различные источники знаний;

  • логика изложения материала: последовательность, выделение главного, доказательность;

  • качество речи: соответствие речи нормам литературного языка, ее образность.

Устный ответ.

Оценка «5».

Ставится за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, умение их применять в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка не снижается, если в развернутом ответе имеют место одна - две несущественные неточности (оговорки).

Оценка «4».

Ставится за ответ такого же уровня, но при наличии некоторой неполноты знаний или одной - двух несущественных ошибок.

Оценка «3».

Ставится за ответ, обнаруживающий знания основных существенных положений темы, однако при наличии значительной неполноты знаний, одной - двух значительных ошибок, нарушения логики изложения и норм литературной речи.

Оценка «2».

Ставится за ответ, обнаруживающий незнание большей части материала темы или наиболее существенных ее вопросов.

Оценка «1».

Ставится при полном незнании основных положений темы.

Поурочно-тематический план.

8 класс 19 часов




п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

В т.ч. на

зачётные работы

Раздел I.

Общество и человек.

7




1.

Общество: понятие, признаки, строение.

1




2.

Взаимосвязь природы и общества.

Глобальные проблемы человечества.

1




3.

Социальный прогресс и развитие общества.

1




4.

Человек. Индивид. Личность. Потребности человека.

1




5.

Социализация и воспитание.

1




6.

Деятельность человека.

1




7.

Цели и способы общения.

1




Раздел II.

Экономическая сфера.

6




8.

Сущность и структура экономики.

1




9.

Товар и деньги.

1




10.

Спрос и предложение.

1




11.

Рынок, цена, конкуренция.

1




12.

Роль государства в экономике.

1




13.

Труд, занятость, безработица. Проблемы безработицы в РК.

1




Раздел III.

Социальная сфера.

5




14.

Социальная структура.

1




15.

Социальное расслоение и дифференциация. Проблемы социального расслоения в РК.

1




16.

Этнические общности.

1




17.

Конфликты в обществе.

1




18.

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа.

1




19.

Зачет по теме «Общество: человек, экономическая и социальная сферы».

1

1


9 класс 36 часов




п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

В т.ч. на

зачётные работы

1 – 2.

Введение. Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе.

2




Раздел I.

Политическая сфера.

11

1

3.

Власть. Виды власти.

1




4 – 5.

Государство: признаки, функции, причины и условия появления.

2




6.

Формы правления.

1




7.

Национально-государственное устройство. Республика Коми – суверенный субъект РФ.

1




8.

Политические режимы.

1




9.

Правовое государство и гражданское общество.

1




10.

Политические партии.

1




11.

Государственная символика РФ и РК.

1




12.

Обобщение материала по политической сфере.

1




13.

Зачет №1 «Политическая сфера общества».

1

1

Раздел II.

Право. Человек и его права.

13

1

14.

Право: понятие, признаки, нормы.

1




15.

Источники права. Конституция – основной закон государства. Основные положения Конституции РК.

1




16.

Правовой статус личности.

1




17.

Права и обязанности учащихся общеобразовательных учреждений.

1




18.

Отрасли права: понятие, краткая характеристика основных отраслей российского права.

1




19.

Избирательное право.

1




20.

Гражданское право.

1




21.

Административное право.

1




22.

Уголовное право.

1




23.

Семейное право.

1




24.

Трудовое право.

1




25.

Обобщение материала по правовой сфере.

1




26.

Зачет №2 «Право. Человек и его права».

1

1

Раздел III.

Духовная сфера.

8

1

27.

Сущность и строение человеческой культуры.

1




28.

Культурные нормы.

1




29.

Формы культуры.

1




30.

Религия. Религиозные образования на территории РК.

1




31.

Искусство.

1




32.

Образование как механизм приобщения к основам культуры и научным знаниям.

1




33.

Роль науки в современном обществе.

1




34.

Обобщение материала по духовной сфере.

1




35.

Зачёт №3 «Духовная сфера общества».

1




36.

Резерв.

1





Учебно-методические средства обучения.
8 класс:


  1. А.И. Кравченко. Обществознание. Учебник для 8 класса. М., «Русское слово», 2008

  2. Обществознание, 8 класс. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой. М., «Просвещение», 2011



9 класс:


  1. А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. Учебник для 9 класса. М., «Русское слово», 2011

  2. Обществознание, 9 класс. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М., «Просвещение», 2011

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа основного общего образования по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по обществознанию А. И. Кравченко М.: «Русское слово» iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Государственного стандарта общего образования (утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального...

Пояснительная записка рабочая программа основного общего образования по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по обществознанию А. И. Кравченко М.: «Русское слово» iconРабочая учебная программа по обществознанию 9 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, основного общего образования и программы основного...

Пояснительная записка рабочая программа основного общего образования по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по обществознанию А. И. Кравченко М.: «Русское слово» iconРабочая программа по обществоведению для 6 9 классов к учебнику А....
А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования...

Пояснительная записка рабочая программа основного общего образования по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по обществознанию А. И. Кравченко М.: «Русское слово» iconРабочая программа для 5-х классов составлена Сасиной Е. Н. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования,...

Пояснительная записка рабочая программа основного общего образования по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по обществознанию А. И. Кравченко М.: «Русское слово» iconРабочая учебная программа по русскому языку для 10 11 классов (базовый...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (Авторы...

Пояснительная записка рабочая программа основного общего образования по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по обществознанию А. И. Кравченко М.: «Русское слово» iconПрограмма : А. И. Кравченко Обществознание. Программа курса для 5-7...
Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089. Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов составлена в соответствии...

Пояснительная записка рабочая программа основного общего образования по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по обществознанию А. И. Кравченко М.: «Русское слово» iconРабочая программа по обществознанию разработана на основе Государственного...
Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования...

Пояснительная записка рабочая программа основного общего образования по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по обществознанию А. И. Кравченко М.: «Русское слово» iconПояснительная записка рабочая программа по музыке для 8 класса составлена...
«Музыка» для 5-8 классов, авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак (8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 90. [6] с.)

Пояснительная записка рабочая программа основного общего образования по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по обществознанию А. И. Кравченко М.: «Русское слово» iconРабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного...
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,...

Пояснительная записка рабочая программа основного общего образования по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по обществознанию А. И. Кравченко М.: «Русское слово» iconДанная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного...
Основная образовательная программа основного общего образования моу «сош №4 г. Ершова Саратовской области» на 2013-2018гг


Правоведение




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
pravo.na5bal.ru
..На главную