Доклад уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике о соблюдении прав граждан, содержащихся в психиатрических стационарах и психоневрологических интернатах Чувашской Республики


страница1/8
pravo.na5bal.ru > Доклады > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8


описание: c:\users\ombudsman21-1\downloads\logo.jpg

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД
Уполномоченного по правам человека

в Чувашской Республике


О соблюдении прав граждан,

содержащихся в психиатрических стационарах и психоневрологических интернатах Чувашской Республики

Чебоксары - 2015

УДК 341.231.14.075.(470) (0758)

ББК Х 400.63.я 73

Кручинин Ю.С.
К 847 Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике
«О соблюдении прав граждан, содержащихся в психиатрических стационарах и психоневрологических интернатах Чувашской Республики» - Чебоксары, 2015 г. – 73 с.

Настоящий доклад составлен по материалам, полученным в рамках изучения вопроса обеспечения прав граждан, размещенных в лечебно-профилактических и медико-социальных учреждениях психиатрического профиля Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. Проведенный мониторинг явился первым опытом государственного правозащитного контроля в Чувашии в области психиатрии.
Ответственный редактор Тихонов С.Н.
Доклад размещен на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике: www.ombudsman21.cap.ru

УДК 341.231.14.075.(470) (0758)

ББК Х 400.63.я 73

К 847

Уполномоченный по правам человека в Чувашской Республике

Кручинин Юрий Сергеевич
428004, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Президентский бульвар, д.10.

телефон: (8352) 39-32-13 e-mail: ombudsman21@cap.ru


Дизайн, печать ООО «Принт-Люкс»

«Образование, здравоохранение и система социальной помощи должны стать подлинным общественным благом, служить всем гражданам страны. Нельзя имитировать внимание к людям…, медицинскую и социальную помощь. Надо вспомнить, что из репутации конкретных больниц… и социальных учреждений складывается общая репутация всей страны» (из Послания Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014)


  1. Введение


Специальный доклад подготовлен в соответствии с частью 3 статьи 18 Закона Чувашской Республики от 02.10.2012 №54 «Об Уполномоченном по правам человека в Чувашской Республике».

Главная цель   специального доклада  - проанализировать деятельность психиатрических стационаров и психоневрологических интернатов по соблюдению  закрепленных  в общепризнанных международных актах и федеральном законодательстве  прав лиц, страдающих психическими расстройствами, показать проблемные вопросы в данной сфере и выработать рекомендации для повышения гарантий государственной защиты прав граждан указанной категории.

В основу доклада положены результаты мониторинга лечебно-профилактических и социальных учреждений психиатрического профиля, проведенного аппаратом регионального Уполномоченного с выездом в места их расположения.

Исследование дает независимую оценку правового положения психически больных, фиксирует беспристрастный и принципиальный взгляд проверяющих, примечающий и то, что порой остается незамеченным администрацией стационаров и интернатов в силу укоренившихся стереотипов повседневной работы.

Уполномоченный рассматривает изложенную в докладе информацию как возможность привлечь внимание органов государственной власти Чувашской Республики и общественности к проблемам соблюдения прав граждан, размещенных в специализированных медицинских и социальных учреждениях.

Доклад содержит предложения омбудсмена практического характера для достижения приемлемого уровня обеспечения прав, свобод и законных интересов психически больных и предоставляет информационно–аналитические сведения должностным лицам, принимающим управленческие решения в области организации здравоохранения, для использования в работе, в том числе при определении целевых ориентиров и рабочих приоритетов в развитии психиатрической службы в республике.
2. Актуальность вопроса защиты прав психически

больных лиц
Концепция оказания помощи, принятая в клинической психиатрии, подразумевает развитие целостной личности пациента и его максимальной социальной адаптации, что становится невозможным без всестороннего соблюдения прав человека.

Несоблюдение прав пациентов - одна из тех профильных проблем, которые кажутся незначительными на фоне глобальных трудностей отечественной системы охраны здоровья. Казалось бы, правовые вопросы взаимоотношений граждан с медицинскими учреждениями и государством можно отложить до того, как будут решены самые серьезные задачи - добиться надлежащего финансирования медицины, провести необходимую модернизацию материально-технической базы, кардинально улучшить подготовку медицинских кадров и т.д. Но это - ошибочный путь, поскольку от того, как защищены права больных на практике, напрямую зависит качество их лечения и удовлетворенность населения самой системой здравоохранения.

Упрямые цифры и социологические опросы российских граждан подтверждают рост частоты психических расстройств, неудовлетворенность населения результатами оказываемой медицинской помощи, недостаточное внимание к психически больным, их беспомощность, а также сохраняющуюся тенденцию к отторжению таких людей обществом. Психические расстройства порой приводят к обнищанию отдельных лиц и семей. Отсутствие жилья и неоправданное лишение (ограничение) свободы имеют место гораздо чаще в отношении психически больных, чем в отношении обычных групп населения. Это положение усугубляет их маргинализацию и уязвимость. Они могут также оказаться ввергнутыми в условия несоблюдения гигиены и негуманного обращения, физического и сексуального насилия, а также пренебрежительного или унизительного обращения в лечебных и социальных стационарах.

Издавна считалось, что психиатрия в отличие от многих других медицинских отраслей  является дисциплиной не только клинической, но и социальной. Специалистами высказывается большая обеспокоенность расширяющейся психической патологией и объемом бремени, которое несут государство и общество в целом вследствие широкой распространенности психических расстройств, нередко приводящих к глубокой инвалидизации страдающих ими лиц. Расчеты прогнозных потерь доводятся до органов власти и общественных структур  с призывом обратить, наконец, должное внимание на обостряющуюся проблему, увеличить приток финансов к научным программам и практическим разработкам в  психиатрии, внедрение которых поможет сократить причиняемый ущерб. Однако это пока не приводит к заметному смещению акцентов в государственной медицине в плане приоритетов бюджетной политики.

Проблема общественного психического здоровья в России признана масштабной. Об этом свидетельствуют как показатели распространенности психических заболеваний, так и их многочисленные социальные, экономические, психологические, правовые и иные последствия. Одними из основных причин роста заболеваемости психической патологией являются неблагоприятная экономическая обстановка в стране и социальная уязвимость, которые приводят к развитию эмоционально-стрессовых состояний, а также высокий уровень алкоголизации населения.

Отображением отношения государства к данной проблеме является финансирование. Так, из средств бюджета здравоохранения на психиатрию в США расходуется не менее 10-15%, в странах Евросоюза - примерно 7-9%, в России - не более 3-4%. Как утверждают сотрудники Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, для обеспечения полноценного лечения всех зарегистрированных больных ресурсы, выделяемые на психиатрию, должны быть многократно выше. В противном же случае, те самые 20% пациентов, попадающих на повторную госпитализацию, так и будут уничтожать всю предполагаемую экономию средств. В тоже время понятно, что значительная часть нерешаемых вопросов, годами накапливающихся в области психиатрии, связана именно с неудовлетворительным финансированием.

Статистика остается беспощадной. Из года в год в стране фиксируется прирост контингента психически больных. По утверждениям российских специалистов, в квалифицированной психолого-психиатрической помощи нуждается не менее 15% населения (сюда еще не включены те, у кого психическое состояние характеризуется как пограничное).

В общем числе граждан, обращающихся за помощью в лечебно-профилактические учреждения общесоматической сети, доля лиц с психическими расстройствами порой достигает 50%. Еще более пугающей выглядит цифра освобождений от срочной службы в армии в связи с отклонениями в психике - до 40%. Лица младше 20 лет составляют уже почти 27% из всего количества психически больных. Уровень алкоголизации и наркомании в стране, являющимися питательной средой для психических отклонений, продолжает «зашкаливать». Информация о преступлениях недолеченных психически больных, якобы «не являющихся социально опасными», у населения, как говорится, вообще «на слуху». На граждан с психическими расстройствами приходится непропорционально более высокая доля инвалидности и смертности. Например, лица с глубокой депрессией и шизофренией имеют на 50-60% больше шансов умереть преждевременно, чем население в целом по причине проблем физического здоровья. Число инвалидов в стране в связи с психическими заболеваниями за период с 2000 по 2013 год возросло более чем на 50%. Почти 95% такого вида инвалидов, признанных нетрудоспособными, остается на пенсионном обеспечении пожизненно.

Ситуация по детям еще более тревожная. В различных детских домах и домах-интернатах России постоянно находятся примерно 350 тысяч детей, из них более 30% - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Остальные более 200 тыс. - дети с нарушениями развития, прежде всего, психического, родители которых не лишены родительских прав, но семья вынуждена отдавать ребенка в интернат, поскольку сама прозябает в бедности и почти не получает помощи в его воспитании.

Значительная часть взрослых психически больных лишена дееспособности, и в связи с этим находится под опекой. Не случайно, за последние десять лет в России число судебных дел о признании граждан недееспособными возросло в 3,5 раза. При этом в 96% случаев суды удовлетворяют поданные заявления. Острота проблемы предполагает наличие отлаженной системы поддержки таких лиц, целью которой явилось бы создание условий для более-менее достойного качества жизни, а также для реализации их прав на развитие, лечение, реабилитацию и труд.

В законодательстве Российской Федерации еще не нашли своего отражения воспринятые мировым сообществом тенденции в защите прав лиц с ментальной инвалидностью, упомянутых в международных обязательствах страны. Совокупность существующих норм федерального законодательства не учитывает специфику опеки и попечительства над гражданами, признанными недееспособными или ограниченными в дееспособности вследствие психических заболеваний. Так, при помещении психически больного инвалида в интернат, статус опекуна приобретается учреждением (в лице директора), решающим все вопросы, связанные с жизнью подопечного. При этом опека иными лицами (например, родителями) прекращается и они лишаются права влиять на его жизнь. Кроме того, законодательство не содержит специальных требований к исполнению интернатами опекунских или попечительских функций, несмотря на то, что исполнение юридическими лицами таких действий, априори, неравноценно их выполнению физическими лицами. Повсеместно продолжаются злоупотребления процессуальной процедурой признания недееспособности в целях присвоения имущества опекаемых. Отчасти это связано не только со слабыми процессуальными гарантиями при лишении дееспособности, но и с недостаточностью регламентации обязанностей опекуна и органов опеки, создающей возможность манипуляций, а также с несовершенством правового регулирования восстановления дееспособности.
Отношение к психиатрии в России под влиянием демократических процессов изменилось в лучшую сторону. Прежде всего, потому, что ушла в необратимое прошлое практика психиатрического произвола, когда, образно говоря, в "психушку" могли поместить человека из-за его инакомыслия или просто потому, что он был неугоден кому-то из властных структур.

Тем не менее, проблема обеспечения прав психически больных по-прежнему находится в фокусе внимания правозащитников.

Медицинские учреждения клинической психиатрии традиционно являются, по сути, «режимными» и малодоступными для общественного контроля. Полнота соблюдения прав больных, по большому счету, оказывается в непосредственной зависимости от самосознания медицинского персонала. Благо, если этот персонал состоит из нравственных людей. Считается, что примерно 70% пациентов психиатрических лечебниц способны возвратиться к нормальной жизни в обществе. Очень многое зависит от качества работы руководства и персонала больниц и создаваемой ими позитивной обстановки.

В соответствии с теорией права первооснова субъективных прав личности заключена в свободном волеизъявлении и уважении воли, в претворении этой воли в жизнь. Лица, страдающие хроническими психическими заболеваниями, зачастую не в состоянии должным образом реализовать свою волю (она или патологически изменена, или отсутствует), и, таким образом, порой оказываются ущемленными в правах. Осложняет ситуацию весьма настороженное отношение населения к психическим болезням, которое, вероятнее всего, коренится в изначальной непроработанности в нашей культуре самого представления о психике и психически больных: подчас даже высокообразованные люди демонстрируют поразительное невежество при выражении своего отношения к этой особой сфере жизни.
Если рассматривать общее состояние психического здоровья в Чувашии, то оно, так сказать, в «приземленном выражении», выглядит следующим образом.

Структура психических болезней такова: около 41% занимают неврозы, тревожные, депрессивные и панические расстройства; умственная отсталость - 31%; психозы и состояния слабоумия - примерно 26% (в том числе шизофрения - 14%).

Одним из главных индикаторов состояния здоровья является уровень общей заболеваемости психическими расстройствами. В республике под наблюдением психиатров и психотерапевтов на 01.01.2014 находилось 36,6 тыс. человек, на 01.01.2015 - 34,3 тыс. человек, что составляет порядка 3% населения региона. На диспансерном учете на 01.01.2014 стояло 16,8 тыс. психически больных, на 01.01.2015 - 17,1 тыс. человек.

Первичная заболеваемость в 2013 году была на уровне 31,6 человек на 10 тыс. населения (мужчин - 33,7, женщин - 29,9), в 2014 году - 32,3. Показатели как первичной, так и общей заболеваемости психическими расстройствами в течение ряда лет несколько превышают среднероссийские, и являются наиболее высокими среди субъектов Приволжского федерального округа. Не снижается уровень первичной заболеваемости алкогольными психозами, который за 2013 год составил 14,7 на 100 тыс. населения. Наибольшее число перенесших алкогольные психозы выявлено среди лиц трудоспособного возраста (40-59 лет) - около 50%.

Относительное количество лиц, зарегистрированных в амбулаторно-поликлинических учреждениях психиатрической службы республики, также стабильно выше среднероссийских значений. Всего в 2013 году в регионе было зарегистрировано 39,5 тыс. человек, что в расчете на 10 тыс. населения составило 318,2 (по России - 289,2), в 2014 году - 38,4 тыс. человек и 310,2, соответственно.

Фиксировалось увеличение показателя госпитализированных лиц с психическими расстройствами (в расчете на 100 тыс. населения) - с 505,7 в 2011 году до 513,7 в 2013 году. Рост произошел за счет лиц, страдающих шизофренией, количество госпитализаций которых выросло с 150,7 в 2012 году до 203,9 в 2013 году, или на 35,3%. В 2014 году общее количество госпитализированных лиц составило 502,9 на 100 тыс. населения.

Растет число психически больных, утративших семейные связи и навыки самостоятельного обслуживания. Драматизм состоит в том, что общество вряд ли будет приветствовать перспективу видеть на улицах все большее число неадаптированных к нынешней социальной действительности людей, становящихся бездомными и пополняющих чердаки и подвалы.

Средняя продолжительность нахождения пациентов в психиатрических стационарах имеет устойчивую тенденцию к росту. В 2011 году в целом по республике она составляла 59 дней, в 2013 году - 62 дня, в 2014 году - 63 дня. Симптоматично, что продолжает увеличиваться и количество лиц, находящихся в психиатрическом стационаре более 1 года, что уже является отступлением от установленных норм.  Между тем, сама по себе длительная госпитализация имеет отрицательные последствия (среди которых социальная дезадаптация, затрудняющая последующую жизнь в обществе) как для самого больного и его родных, так и для медицинского учреждения. Исследователями в сфере психиатрии вообще сделан вывод о том, что излишне долгое пребывание в психиатрических отделениях оказывает более деструктивное влияние на личность пациентов, чем, собственно, психическое заболевание.

Динамика инвалидности и первичного выхода на инвалидность в регионе хуже, чем в среднем по России и Приволжскому федеральному округу. Так, показатель общей инвалидности в связи с психическими расстройствами по республике в 2014 году (в расчете на 10 тыс. населения) достиг рубежа 104,4 (по России - 72,6, по ПФО - 82,4). При этом в 2013 году число инвалидов в регионе в связи с психическими болезнями составило 12,9 тыс. человек. Показатель первичного выхода на инвалидность в 2013 году составил 3,7 на 10 тыс. населения, в 2014 году - 3,65 (по России - 2,98, по ПФО - 3,37).

В общем количестве психически больных в республике в 2013 году лица трудоспособного возраста составляли 61%. Из них работали всего 428 человек, или 5,3%. Это связано с тем, что данные лица естественным образом вытесняются из производства в жестких экономических условиях. Из числа граждан с психическими расстройствами в 2014 году трудоспособные лица составили уже почти 70%.

Суицидологическая ситуация продолжает оставаться напряженной. Наряду с республиками Марий Эл, Удмуртия и Кировской областью Чувашия относится к регионам с относительно высоким уровнем завершенных суицидов. В структуре причин смерти жителей гибель от несчастных случаев и травм, куда входят и суициды, занимает второе место после смертей от болезней системы кровообращения.

Состояние психического здоровья населения тесно переплетается с уровнем функционирования социальной структуры региона и качеством инфраструктуры стационаров и интернатов. В силу этого проблемы психиатрической помощи подлежат обязательному включению в концептуальные основы развития здравоохранения Чувашской Республики.

Нельзя не учесть и то обстоятельство, что согласно федеральному законодательству психиатрическая помощь в виде диспансерного наблюдения и консультативно-лечебной помощи может оказываться только в государственных учреждениях. Это означает, что данное направление, при отсутствии альтернативы в проведении лечения, несомненно, должно иметь приоритет при планировании бюджета.

На проведение капитального и текущего ремонта объектов всех лечебно-профилактических и медико-социальных учреждений психиатрического профиля за счет республиканского бюджета и внебюджетных средств в 2013 году было направлено около 11,44 млн. рублей. В 2014 году на указанные цели планировалось направить уже меньший объем финансовых средств - 10,71 млн. рублей. Причем, за 9 месяцев 2014 года на нужды ремонта всех психиатрических больниц поступило всего лишь 1,97 млн. рублей бюджетных ассигнований. Остается только догадываться, как эти цифры могут соразмеряться с большими потребностями в обустройстве стационаров.

В то же время, психиатрические стационары должны обеспечивать максимально возможную (с учетом специфики заболеваний) степень свободного поведения больных и стимулировать межличностное взаимодействие, благотворно влияя на самооценку, снижая уровень напряжения и, в конечном счете, облегчая им возвращение в обычную жизнь.

К лечебным факторам относится не только набор медикаментов, но и уважительность, добровольность, информированность и буквально все факторы среды, так как во всем содержится терапевтический, а точнее социо- и психотерапевтический аспекты.

Считается, что нет в медицине направления, о котором у среднестатистического обывателя сложились бы более расплывчатые и предвзятые представления, чем психиатрия. Диагноз психического расстройства несёт на себе негативную социально-этическую нагрузку. Как бы гуманно ни относилось общество к этим лицам, в восприятии окружающих они нередко попадают в категорию лишённых в полной мере социального доверия.
Граждане, страдающие психическими расстройствами, являются одной из самых уязвимых в правовом отношении категорий населения. Они могут подвергаться различным видам дискриминации. Соблюдение прав человека в области психического здоровья - показатель не только цивилизованности общества, но и состояния демократии. Это звенья одной цепи. Из-за недееспособности многих больных к их обращениям сложилось заведомо критичное отношение. Распространение пренебрежения к психически больным, социального дистанцирования от них, а также мнения о том, что все они являются опасными для социума, приводит к необоснованному ущемлению их прав и свобод.

Сказанное позволяет утверждать, что вопросам соблюдения прав граждан, вовлеченных в орбиту психиатрии, а также оказания индивидуальных и комплексных услуг по восстановлению здоровья лиц, госпитализированных в психиатрические больницы, и интеграции их в общество должен быть придан новый вектор движения со стороны государственных органов и правозащитных организаций.

Общегосударственные гарантии уважения прав и свобод больных граждан определяют, что их защита должна адекватно соотноситься с реальной потребностью пациентов и социально-направленной политикой государства. Психиатрические учреждения особенно нуждаются в государственном и общественном контроле за соблюдением прав размещенных в них граждан. Однако контроль государства не всегда оказывается результативным, а общественный требует усиления. В обычной жизни многие гарантии оказываются нереализованными, и нарушения прав психически больных продолжают иметь место.

Возможности гражданского контроля за судебно-психиатрическими экспертными и медицинскими организациями, оказывающими психиатрическую помощь, ограничены. Согласно положениям действующего законодательства члены региональных Общественных наблюдательных комиссий по контролю за местами принудительного содержания, образуемых в субъектах Российской Федерации, не вправе беспрепятственно инспектировать указанные учреждения. По мнению правозащитников, расширение функций данных комиссий позволило бы властям сэкономить на реформах государственных учреждений, привлекая к наблюдению за ними граждан.

Признавая недостаточность общественного контроля (общественных, иных некоммерческих неправительственных организаций, независимых правозащитников) за соблюдением прав лиц, помещенных в психиатрические стационары, необходимо все же заметить, что многие общественники на деле достаточно активно защищают права пациентов, не получая, при этом, никаких денег из бюджета.

Единственное, что в этой связи требуется - убрать все искусственные барьеры на пути данного контроля. Прежде всего, необходимо сделать свободным вход и посещение психиатрических больниц со стороны негосударственных организаций. Замечу, что в соответствии с пунктом 2 Принципа 15 «Принципов защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи» доступ в психиатрическое учреждение должен регулироваться таким же образом, как и доступ в любое другое учреждение при любом другом заболевании. Данное требование норм международного права в России, по сути, не соблюдается.
Статья 38 Закона РФ от 02.07.1992 №31875-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» содержит норму о создании государством независимой от органов здравоохранения службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах. Несколько удивительно, что процесс ее создания растянулся на многие годы. Так нужна ли эта служба государству, насколько работоспособна сама эта идея, и будет ли она реальным оппонентом государственным учреждениям в вопросах отстаивания прав больных? Факт остается фактом, но еще в 2008 году был создан реально работающий институт общественного контроля за местами принудительного содержания, а в области психиатрии полноценно не реализован даже государственный контроль (зафиксированный в законе более 20-ти лет назад). Мало того, предпринимались неоднократные попытки, в том числе и представителями государственной медицины, исключить из закона эту прогрессивную норму.

Некоторые ощутимые сдвиги в данном направлении и соответствующие оптимистические ожидания появились только в 2014 году. Правительством Российской Федерации была поставлена задача по реализации в ряде регионов страны пилотного проекта, заключающегося в создании названной службы, с предоставлением соответствующих полномочий и рычагов влияния (письмо заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 08.08.2014 в адрес Главы Чувашии М.В. Игнатьева).

В настоящее время в органах государственной власти решаются соответствующие организационно-финансовые проблемы и идет активная проработка узловых вопросов: закрепления в федеральном законодательстве принципов организации института государственной защиты прав пациентов; основ деятельности; полномочий данной структуры; порядка назначения должностных лиц; их взаимодействия с омбудсменами, региональными общественными наблюдательными комиссиями, общественными палатами субъектов федерации и иными общественными объединениями (в том числе правозащитными).

Неопределенная позиция Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики к проблеме создания указанной службы (непосредственно действующей на стыке интересов данных государственных органов) наглядно проявилась в его ответе на запрос регионального омбудсмена, переадресованный от федерального Уполномоченного. Так, министерством было сообщено, что оно не имеет никаких предложений, касающихся вышеперечисленных вопросов. Не хотелось бы думать о том, что «работа ведомства - сама по себе, права больных - сами по себе».

Для граждан, страдающих психическими расстройствами, пребывание в необустроенных в бытовом отношении помещениях зачастую превращается в физическое и психологическое испытание, тем более что многим из них приходится находиться в стационарах продолжительное время. Скученность и неудобства ставят под сомнение саму результативность лечения. Эксперты утверждают, что у психически больных от длительного нахождения в стационаре развивается госпитальный синдром. Из-за влияния однообразного быта, недостатка положительных эмоций, угнетения собственной активности и лечения, основанного преимущественно на длительном применении нейролептических средств, люди  зачастую постепенно входят в фазу регресса личности. Вследствие этих причин часть больных вживается в роль хронически больных. Персонал, привыкший работать в таких условиях, в рутине порой не реагирует на нарушения прав пациентов на приемлемую среду проживания, считая их второстепенными и надуманными.

Поэтому нормы международного и федерального законодательства предписывают осуществлять психиатрическую помощь в «наименее ограничительных условиях» и признают суверенность личности пациента. Однако эти важнейшие императивные предписания, в общем и целом, пока еще стали базовой установкой и руководством к действию для администрации республиканских психиатрических стационаров и психоневрологических интернатов.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Доклад уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике о соблюдении прав граждан, содержащихся в психиатрических стационарах и психоневрологических интернатах Чувашской Республики iconДоклад уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике...
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию

Доклад уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике о соблюдении прав граждан, содержащихся в психиатрических стационарах и психоневрологических интернатах Чувашской Республики iconПрезиденте Российской Федерации по развитию гражданского общества...
Федеральном казначейском учреждении Исправительная колония №6 г. Копейска гуфсин россии по Челябинской области

Доклад уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике о соблюдении прав граждан, содержащихся в психиатрических стационарах и психоневрологических интернатах Чувашской Республики iconPromotion and protection of all human rights, civil, political, economic,...
Республики Казахстан выражает свою благодарность Специальному Докладчику ООН по праву на свободу мирных собраний и праву на свободу...

Доклад уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике о соблюдении прав граждан, содержащихся в психиатрических стационарах и психоневрологических интернатах Чувашской Республики iconКлассный час «Права, обязанности и отвественность», посвященный Всемирному...
«права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам,...

Доклад уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике о соблюдении прав граждан, содержащихся в психиатрических стационарах и психоневрологических интернатах Чувашской Республики iconТеоретические основы правозащитной деятельности в россии
Институт защиты прав человека занимает в структуре права определенное, обусловленное своей сущностью и назначением место. Определить...

Доклад уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике о соблюдении прав граждан, содержащихся в психиатрических стационарах и психоневрологических интернатах Чувашской Республики iconПрокуратура новокузнецкого района информирует
Права и свободы человека и гражданина являются, согласно Конституции рф, высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и...

Доклад уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике о соблюдении прав граждан, содержащихся в психиатрических стационарах и психоневрологических интернатах Чувашской Республики iconСтатья Цели и задачи трудового законодательства
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных...

Доклад уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике о соблюдении прав граждан, содержащихся в психиатрических стационарах и психоневрологических интернатах Чувашской Республики iconЭкологический кодекс республики башкортостан
Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности...

Доклад уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике о соблюдении прав граждан, содержащихся в психиатрических стационарах и психоневрологических интернатах Чувашской Республики iconОтветственность за хранение и сбыт курительных смесей «спайс»
Согласно перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике...

Доклад уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике о соблюдении прав граждан, содержащихся в психиатрических стационарах и психоневрологических интернатах Чувашской Республики iconСведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем...
Федеральному закону “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”


Правоведение




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
pravo.na5bal.ru
..На главную